[Главная]

Психическая саморегуляция

в системе образования

Особенно демонстративно и эффектно применение ПСР в системе образования. Еще в процессе освоения ПСР заметно улучшаются способности к образному мышлению.

Повышение способности к запоминанию иностранных слов под влиянием АТ и другие эффекты гипермнезии ("гиперпамяти") отмечаются всеми исследователями ПСР. Еще И. Шульц описывал эксперименты, в которых испытуемые полностью вспоминали стихотворения, которые учили в раннем детстве. Выпускники нашего центра сообщают, что применяют на зачетах и экзаменах самовнушение с целью визуализации нужного им текста учебника ("чтобы текст можно было читать...") или внушают себе четкое образное воспроизведение обстановки, в которой ранее происходил разбор экзаменационного материала.

Однако, это, если можно так выразиться, "побочный эффект" ПСР. Еще более эффективно применение специальных приемов, вызываемых целенаправленным самовнушением: восприятие и запоминание информации во время ночного сна, самовнушение заданного сюжета сновидения, "искусственный сон" с внушением образа талантливой личности, скорочтение, быстрый счет в уме и др.

Известно, что многие люди способны выполнять в уме за секунды сложнейшие математические операции (см здесь). С одинаковым успехом можно решать сложные задачи по физике, химии, алгебраические уравнения, инженерные задачи и т.д. Студент - математик, окончивший наши курсы ПСР (4 недели), успешно применяет самовнушение с целью направленной визуализации решения задачи. При этом он "видит перед собой экран компьютера, на котором отображено искомое решение...". На все это он тратит не более 5 - 8 секунд. Ученик десятого класса, решая сложные задачи по физике, четко представляет себе, что он уже решил эту задачу, и тетрадь с решением лежит перед его глазами. При этом "можно свободно читать не только искомый ответ, но и ход решения задачи...".

О возможностях скорочтения в образовательном процессе известно всем. Мы только отметим, что овладеть скорочтением, применяя самовнушение, можно за 7 - 10 дней.

При помощи ПСР можно воспринимать и запоминать речь во время ночного сна (не просыпаясь). Наши выпускники успешно применяют этот прием для усвоения иностранных слов, глав из учебников и лекций. В течение 3 - 5 ночей можно усвоить до 500 - 1000 иностранных слов. Качество запоминания значительно выше "обычного" заучивания (см. выше).

Весьма успешно применяется нами метод самовнушенных "творческих" сновидений для решения сложных математических, физических, инженерных и др. задач, написания сочинений и т.п. Процесс решения во сне задачи всегда сопровождается эмоциональным подъемом, чувством творческого вдохновения и отличным настроением, которое сохраняется несколько дней. Наши выпускники - преподаватели ВУЗов и школ во сне придумывают оригинальные конкурсные задачи. Весьма эффективны самовнушенные творческие сновидения непосредственно перед сдачей зачета, экзамена или перед важным научным докладом.

Проблема правильного произношения при изучении иностранного языка легко решается самовнушением сновидений, в которых можно видеть себя в образе известного зарубежного телекомментатора. После нескольких таких сновидений многие, по их словам, ловят себя на том, что часто думают на иностранном языке. Данный прием позволяет в сжатые сроки ставить правильную дикцию, также, на родном языке (см. выше). При этом можно избавиться от заикания и других дефектов речи.

При обучении машинописи мы успешно применяем сочетание самовнушения и образного представления в аутогенном состоянии. В течение 10 - 15 дней наши выпускники осваивают машинопись в объеме 3 - 4 месячного "обычного" курса. При вынужденном длительном перерыве приобретенные навыки угасают гораздо медленнее и восстанавливаются быстрее. Процент опечаток, по крайней мере, не превышает того же показателя при общепринятом методе обучения.

Некоторые аспекты применения самовнушения при обучении искусству танца, игре на музыкальных инструментах рассмотрены здесь.

Применение ПСР в средней и, особенно, в высшей школе не исчерпывается только проблемами обучаемости. Большинство академических отпусков приходится на "функциональные расстройства нервной системы", вызванные, в частности, кризисными ситуациями в академической деятельности и сексуальных отношениях. Применение ПСР в профилактике сексуальных нарушений кратко рассмотрено здесь.

Весьма действенна ПСР и при "нефункциональных" заболеваниях (инфекционные болезни, отравления, органические поражения и т.д.),  при длительной ежедневной работе за компьютером (профилактика хронического зрительного переутомления, гипокинезии и т.д.) [см. здесь].

 

Copyright © 2003-2006 Макаренко М. М.
Hosted by uCoz