[Главная]

Психическая саморегуляция

в творчестве

О весьма успешном применении ПСР при обучении актерскому искусству говорит тот факт, что "Метод физических действий" К.С. Станиславского (известный во всем мире как "Система Станиславского"), по сути, является модификацией Аутогенной тренировки. По мнению Станиславского, главная причина плохой игры актера в "мышечных зажимах". Талантливый актер на сцене, всегда, расслаблен. Занятия ПСР полностью снимают скованность актера. Его игра становится реалистичной, свободной, естественной. Значительно расширяются пределы воображения и творческого мышления, облегчается запоминание текста роли и т.д.

Актеры, занимавшиеся у нас ПСР, отмечают, что "заново открывают для себя характер своего персонажа, начинают замечать в нем тонкости и нюансы, которых раньше не видели...", "образы обретают рельеф, объем, цвет...", "начинаешь жить жизнью своего героя...". Перевоплощение актера, собственно, и состоит в том, чтобы зажить чужой жизнью - жизнью изображаемого персонажа.

Многие талантливые люди с помощью яркого воображения могли достигать такого фантастического, феноменального управления активностью психики, что воображение начинало восприниматься ими как реальность. Поразительными эйдетическими способностями обладал знаменитый русский актер начала прошлого века П.Н. Орленев. Успех на его спектаклях был грандиозный. Заучивая очередную роль, П.Н. Орленев эйдетически видел, ощущал себя на сцене, репетировал роль в уме.

Музыканты, окончившие наши курсы (3-5 недель), могли вызывать у себя сновидения, в которых видели себя в образе талантливого музыканта. В сочетании с Аутогенной тренировкой, это значительно сокращает сроки обучения (что отмечается и специально приглашенными экспертами).

Начинающий писатель, окончивший наши курсы ПСР (4 недели), рассказал, что прежде чем приступить к написанию рассказа он часто вызывает у себя ночью сновидения, в которых видит себя в образе персонажей своего произведения. Это помогает ему "гораздо глубже и полнее понять их характер...". Нередко он прочитывал свое будущее произведение во сне, а утром оставалось записать "прочитанное".

К аналогичному приему прибегали многие гениальные писатели. Известно, что Бертран Рассел мог вызывать сновидения в которых читал целые страницы книги, которую ему еще только предстояло написать. Известный пианист Л. Берман услышал во сне "неизвестную сонату Бетховена". О. Бальзак в своих снах "входил в образ" своих персонажей. Очевидно это помогало ему столь поразительно точно описывать их чувства и переживания. Способность к яркой визуализации представлений (эйдетизм) была присуща А. Толстому, И. Андронникову, Ж. Верну и другим выдающимся личностям. Эти примеры наглядно демонстрируют силу самовнушения, его роль в творческом процессе.

В работе с начинающими танцорами (бальные танцы), освоившими ПСР (2-5 недель), мы в течение одной недели применяли метод самовнушенных творческих сновидений и образное представление наиболее сложных танцевальных движений. Через неделю хореограф, обучавший танцам (мы осуществляли только "психологическую поддержку"), отметил, что все ученики в течение 8 - 12 дней освоили искусство танца (уже без самовнушения) в такой степени, которая при обычной методики требует 2- 4 месяцев упорных занятий.

Состояние творческого подъема (вдохновения) наблюдается при самовнушении активной творческой деятельности (рисование, музыцирование,  танец...). Наши выпускники, описывают очень яркие сны, связанные либо с процессом творческого переживания при созерцании произведений живописи, либо с процессом наслаждения от наблюдения в сновидениях "прекрасных" пейзажей. После таких сновидений у испытуемых в течение нескольких дней улучшается настроение, увеличивается желание заниматься творчеством, они глубоко переживают состояние творческого мироощущения в целом.

Применение ПСР и гипноза в развитии творческих способностей описано в работах К.С. Станиславского, В.Л. Райкова и Л.П. Гримака.

 

Copyright © 2003-2006 Макаренко М. М.
Hosted by uCoz