|
Психическая
саморегуляция
в
системе образования
Особенно
демонстративно и эффектно применение
ПСР в системе образования. Еще в
процессе освоения ПСР заметно
улучшаются способности к образному
мышлению.
|
Повышение способности к
запоминанию иностранных слов под
влиянием АТ и другие эффекты
гипермнезии ("гиперпамяти")
отмечаются всеми исследователями ПСР.
Еще И. Шульц описывал эксперименты, в
которых испытуемые полностью
вспоминали стихотворения, которые учили
в раннем детстве. Выпускники
нашего центра сообщают, что применяют на зачетах и экзаменах
самовнушение с целью визуализации
нужного им текста учебника ("чтобы
текст можно было читать...") или
внушают себе четкое образное
воспроизведение обстановки, в которой
ранее происходил разбор
экзаменационного материала.
|
|
Однако, это, если можно так
выразиться, "побочный эффект" ПСР. Еще более эффективно применение
специальных приемов, вызываемых
целенаправленным самовнушением:
восприятие и запоминание информации во
время ночного сна, самовнушение
заданного сюжета сновидения, "искусственный
сон" с внушением образа талантливой
личности, скорочтение, быстрый счет в
уме и др.
Известно,
что многие люди способны выполнять в уме
за секунды сложнейшие математические
операции (см здесь). С одинаковым успехом можно решать сложные задачи по
физике, химии, алгебраические уравнения,
инженерные задачи и т.д. Студент -
математик, окончивший наши курсы ПСР (4
недели),
успешно применяет самовнушение с целью
направленной визуализации решения
задачи. При этом он "видит перед
собой экран компьютера, на котором
отображено искомое решение...". На все это он тратит
не более 5 - 8 секунд. Ученик десятого
класса, решая сложные задачи по физике,
четко представляет себе, что он уже решил
эту задачу, и тетрадь с решением лежит
перед его глазами. При этом "можно
свободно читать не только искомый ответ,
но и ход решения задачи...".
О
возможностях скорочтения в
образовательном процессе известно всем.
Мы только отметим, что овладеть
скорочтением, применяя самовнушение, можно за
7 - 10 дней.
При
помощи ПСР можно воспринимать и запоминать речь во
время ночного сна (не
просыпаясь). Наши выпускники
успешно применяют этот прием для
усвоения иностранных слов, глав из
учебников и лекций. В течение 3 - 5 ночей
можно усвоить до 500 - 1000 иностранных слов.
Качество запоминания значительно выше
"обычного" заучивания (см. выше).
|
|
Весьма
успешно применяется нами метод
самовнушенных "творческих"
сновидений для решения сложных
математических, физических, инженерных
и др. задач, написания
сочинений и т.п. Процесс
решения во сне задачи всегда
сопровождается эмоциональным подъемом,
чувством творческого вдохновения и
отличным настроением, которое
сохраняется несколько дней. Наши выпускники - преподаватели ВУЗов и
школ во сне
придумывают оригинальные конкурсные
задачи. Весьма эффективны
самовнушенные творческие сновидения
непосредственно перед
сдачей зачета, экзамена или перед важным
научным докладом.
|
Проблема
правильного произношения при изучении
иностранного языка легко решается самовнушением
сновидений, в которых можно видеть
себя в образе известного зарубежного
телекомментатора. После
нескольких таких сновидений многие, по
их словам, ловят себя на том, что часто
думают на иностранном языке. Данный прием
позволяет в сжатые сроки ставить
правильную дикцию, также, на родном
языке (см. выше). При
этом можно избавиться от заикания и других
дефектов речи.
При
обучении машинописи мы успешно
применяем сочетание самовнушения и образного представления в
аутогенном состоянии. В
течение 10 - 15 дней наши выпускники
осваивают машинопись в объеме 3 - 4
месячного "обычного" курса. При
вынужденном длительном перерыве приобретенные навыки угасают
гораздо медленнее и восстанавливаются
быстрее. Процент опечаток, по крайней
мере, не превышает того же показателя
при общепринятом методе обучения.
Некоторые
аспекты применения самовнушения при
обучении искусству танца, игре на
музыкальных инструментах рассмотрены здесь.
|
Применение ПСР
в средней и, особенно, в высшей школе не
исчерпывается только проблемами
обучаемости. Большинство академических
отпусков приходится на "функциональные
расстройства нервной системы", вызванные, в частности,
кризисными ситуациями в академической
деятельности и сексуальных отношениях.
Применение ПСР в профилактике
сексуальных нарушений кратко
рассмотрено здесь.
|
|
Весьма
действенна ПСР и при "нефункциональных"
заболеваниях (инфекционные болезни,
отравления, органические поражения и т.д.),
при длительной ежедневной работе за
компьютером (профилактика хронического
зрительного переутомления, гипокинезии
и т.д.) [см. здесь].
|